Центры слуха в Санкт-Петербурге на карте

youmed Владимирская
ул. Бол. Московская, д.16
лиц. №78-01-00-44-65

youmed Технологический ин-т
ул. Бронницкая, д.5
лиц. №78-01-00-77-53

Следуйте этому простому совету, и вы научитесь лучше слышать вашего собеседника!

Хотите лучше слышать? Будьте внимательны! 

Скорее всего, многие из вас сейчас непроизвольно зевнули и приготовились перейти на следующую вкладку интернет-браузера: уж слишком банально звучит эта фраза. Снег белый, дождь мокрый, а в разговоре нужно быть внимательным. Ничего нового.

Но не спешите: это не так легко, как представляется на первый взгляд. Ведь как трудно бывает порой сосредоточиться на собеседнике, когда вокруг столько отвлекающих факторов. 

Это может быть некий объект, попавший в поле периферического зрения. Кажется, что фокус внимания сместился всего на несколько секунд, но этого достаточно, чтобы упустить нить разговора. Мы можем задуматься над тем, что ответить собеседнику, и, сами того не замечая, «выпасть» из разговора. А можно и элементарно заскучать во время беседы, особенно если она малоинтересна. 

Все вышеперечисленные ситуации настолько будничны, что вряд ли кто-то не узнает в них себя. Невнимательность в той или иной степени присуща каждому из нас. А теперь давайте представим, что эта невнимательность наслаивается на и так не идеальный слух. Сколько важной информации в этом случае будет упущено и пройдет в буквальном смысле мимо ушей?

Между тем, умение концентрировать внимание – это гигантский дополнительный ресурс для улучшения слуха, который многие не задействуют, ограничивая сами себя, а при использовании слухового аппарата – еще и снижая эффективность его работы.

В противовес этому умение фокусировать свое внимание на собеседнике дает гигантскую фору в восприятии его речи. 

Что значит – быть внимательным? 

В первую очередь - быть терпеливым. Вместо того, чтобы каждый раз переспрашивать собеседника, обрывая на его полуслове, заставьте себя выслушать его до конца и хорошо обдумайте сказанное: возможно то, что вы не уяснили в ходе беседы, станет кристально ясно после ее завершения. Если же вы все-таки что-то недопоняли, используйте понятое, чтобы задать уточняющий вопрос, например: «Так ты говоришь, что тебя чуть не переехали тележкой в супермаркете. Я не расслышал – так кто это был?».

Любого слабослышащего человека хотя бы раз упрекали в невнимательности, пусть даже говорящий и знал о том, что его собеседник плохо слышит. Естественно, что подобные несправедливые упреки не могут не задевать. Но это нужно принять как неизбежное зло и использовать как еще один стимул для того, чтобы не на секунду не ослаблять внимание во время беседы. Ничего не поделаешь: чтобы слышать на приемлемом уровне, нужно постараться. 

Крайне важно заострять внимание на наиболее сложных для восприятия звуках. Уловив их один раз, вы с большей долей вероятности сделаете это и в следующий раз, т.к. выработаете соответствующий слуховой стереотип. Совсем не обязательно (а скорее – вероятнее всего) у вас не получится сделать это с первого раза.

У любого слабослышащего человека есть своя категория «стоп-звуков», которые ему труднее всего воспринимать.

В таких случаях эти звуки сливаются с другими до степени смешения. Типичный пример: собачий лай и крики детей. Если источник такого «сложного» звука будет находиться вне поля зрения слабослышащего человека, то ему будет очень сложно отличить один звук от другого. Тем не менее, нужно постоянно пытаться подмечать для себя мельчайшие нюансы, которые в дальнейшем помогут отличать один звук от другого.

Если вы впервые приобрели слуховой аппарат или установили кохлеарный имплант, то эта задача приобретает особую актуальность: ведь вам нужно заново учиться слышать. И в этом нет никакого преувеличения, т.к. на вас обрушится целая лавина новых звуков, которые вы уже успели позабыть за время вынужденной слуховой изоляции, связанной с тугоухостью. И этот процесс познания должен стать для вас непрерывным. Не стоит и говорить, что концентрация внимания – неотъемлемый его атрибут, «Святой Грааль» хорошего слуха.

Умение пропускать сказанное собеседником через сознание – фактически ваш собственный биологический «слуховой аппарат». И это справедливо не только для слуха, а для всех областей сенсорного восприятия.

Яркий пример – чтение. Замечали ли вы, как при беглом чтении вдруг «просыпались» на середине страницы, не помня практически ничего из прочитанного с ее начала? Как будто бы ваш мозг все это время был отключен. В этот момент вы понимаете, что читали исключительно глазами, не пропуская прочитанное через сознание. И вы вынуждены возвращаться в начало, чтобы перечитать текст заново, только в этот раз – внимательно и вдумчиво. Точно также происходит и со слухом, только вместо повторного чтения упущенных абзацев вы переспрашиваете своего собеседника, чтобы еще раз выслушать его. Вывод: будьте внимательны с самого начала беседы, чтобы не пришлось просить собеседника сделать еще один «дубль».

 

Нужно проверить слух или получить консультацию врача-сурдолога?
Выберите своего специалиста
Бесплатно

Экспресс проверка слуха

Автор статьи
Сурдоакустик
Стаж работы: с 2020 г.

 

Вам может быть интересно