Центры слуха в Санкт-Петербурге на карте

Владимирская
ул. Бол. Московская, 16

Технологический ин-т
ул. Бронницкая, 5

Назад в школу: COVID-2019 и новый учебный год для детей, страдающих тугоухостью

Коронавирусная пандемия внесла существенные коррективы в образовательный процесс.

Ее последствия так или иначе затронули всех школьников, но особенно – тех из них, кто страдает нарушением слуха

Эта статья поможет учителям, родителям и самим школьникам преодолеть коммуникативные барьеры и найти оптимальное решение для облегчения общения.

Школа, тугоухость и COVID-19: как совместить несовместимое?

Если в прошлом учебном году образовательный процесс носил главным образом виртуальный характер, то в новом году большая часть школьников вернулась, наконец, в свои классы. Тем не менее, коронавирусная угроза до сих пор сохраняется, а это значит, что на работников школ, родителей и самих учеников ложится дополнительная ответственность по созданию условий для минимизации риска инфицирования. Несмотря на статистику, свидетельствующую о большей уязвимости к COVID-19 лиц зрелого и пожилого возраста, коронавирус встречается и у детей. Поэтому им нужно быть готовыми к тому, что в школьные будни прочно войдут:

  • Процедура антисептической обработки рук.
  • Ношение масок.
  • Социальное дистанцирование, предполагающее в т.ч. ограничение количества и изменение формата массовых мероприятий.

Это затронет всех без исключения школьников, но, в первую очередь, тех, кто страдает нарушением слуха, т.к. ношение лицевых масок может значительно осложнить коммуникацию

Лицевые маски и общение

Ношение лицевых масок – одно из ключевых мероприятий по профилактике COVID-19. Но для тех, кто привык читать по губам, компенсируя тем самым нарушенный слух, маска является дополнительным коммуникативным барьером, осложняющим общение. Она лишает возможности наблюдать за движением губ и мимикой собеседника, снижает ясность речи и ухудшает артикуляцию говорящего.

В зависимости от типа (медицинская, самодельная марлевая или тканевая, респираторная и т.д.), маска может подавлять звуки в среднем на 3-12 дБ

В первую очередь ухудшается звучание согласных звуков, поэтому человека в маске хорошо слышно, но сложно понять, что именно он говорит. Для облегчения общения можно предложить следующие варианты масок:

  • Прозрачные маски (изготовленные из полностью прозрачного материала либо имеющие вставку из прозрачного материала в области рта).
  • Маски с нанесенными текстовыми сообщениями (маски-тексты).

Маски-тексты и прозрачные маски

Маска, на которую будет нанесена надпись «я читаю по губам» или «я плохо слышу», загодя даст понять окружающим, что в беседе с таким человеком нужно быть особенно внимательным. В подобных надписях нет ничего предосудительного, что могло бы вызвать стеснение или стыд. Такую маску несложно сделать и самому, нанеся надпись на тканевую маску с помощью вышивки или маркера. Здесь можно в полной мере проявить свою индивидуальность, придумав какую-нибудь особенно оригинальную надпись или рисунок.

Прозрачные маски в последнее время приобрели особую популярность. Их использование позволяет слабослышащему человеку видеть движения губ и мимику собеседника. Сложность в том, что такие маски должны иметь все учителя и одноклассники ребенка, страдающего тугоухостью. А в нашей стране доступность этих масок пока ниже, нежели за рубежом.    

Технические вспомогательные средства

«Живые» субтитры»

На сервисе Google Play можно скачать приложения для смартфонов или планшетов с операционной системой Android, которые выводят на экран субтитры в режиме он-лайн. Такие приложения можно использовать, например, во время лекций или телефонных звонков. Приложения основаны на последних достижениях в области искусственного интеллекта, позволяющих трансформировать в текстовую информацию любую речь, воспроизводимую на вашем гаджете. 

Использование презентаций PowerPoint

В прошлом учебном году учебный процесс протекал, по большей части, виртуально. При виртуальном формате проведения уроков настоящим спасением стало приложение Zoom. В этом году при «живом» общении учителя с учениками определенной альтернативой может стать широкое использование презентаций PowerPoint.

Использование удаленных микрофонов

Беспроводной микрофон, закрепленный на лацкане пиджака учителя и синхронизированный со слуховым аппаратом слабослышащего ученика – эффективное решение, позволяющее улучшить разборчивость речи на расстоянии.

Коммуникативные приемы (информация для учителей)

Предварительная беседа

Побеседуйте со своим учеником перед уроком: спросите, готов ли он к восприятию устной информации, включен ли его слуховой аппарат, не нужно ли ему сесть поближе к учителю.

Договоритесь о сигнальных жестах

Определите с учеником жесты для использования в случаях, когда он не расслышал учителя.

Не говорите, стоя спиной к классу

Если вы одновременно рассказываете и пишите что-либо на доске, стоя спиной к классу, вам придется повторить сказанное, т.к. слабослышащий ученик мог  упустить важную информацию.

Необходим слуховой аппарат?
Более 300 наименований
Выбрать слуховой аппарат

 

Вам может быть интересно

Слуховые аппараты ярких расцветок – существуют ли такие варианты

Слуховые аппараты ярких расцветок – существуют ли такие варианты

Обычно фирмы-производители выпускают слуховые аппараты стандартных…

Подробнее >

Слуховые аппараты для детей – характеристики, особенности

Слуховые аппараты для детей – характеристики, особенности

По статистике на каждую тысячу новорожденных детей приходится два…

Подробнее >