Центры слуха в Санкт-Петербурге на карте

youmed Владимирская
ул. Бол. Московская, д.16
лиц. №78-01-00-44-65

youmed Технологический ин-т
ул. Бронницкая, д.5
лиц. №78-01-00-77-53

Назад в школу: COVID-2019 и новый учебный год для детей, страдающих тугоухостью

Коронавирусная пандемия внесла существенные коррективы в образовательный процесс.

Ее последствия так или иначе затронули всех школьников, но особенно – тех из них, кто страдает нарушением слуха

Эта статья поможет учителям, родителям и самим школьникам преодолеть коммуникативные барьеры и найти оптимальное решение для облегчения общения.

Школа, тугоухость и COVID-19: как совместить несовместимое?

Если в прошлом учебном году образовательный процесс носил главным образом виртуальный характер, то в новом году большая часть школьников вернулась, наконец, в свои классы. Тем не менее, коронавирусная угроза до сих пор сохраняется, а это значит, что на работников школ, родителей и самих учеников ложится дополнительная ответственность по созданию условий для минимизации риска инфицирования. Несмотря на статистику, свидетельствующую о большей уязвимости к COVID-19 лиц зрелого и пожилого возраста, коронавирус встречается и у детей. Поэтому им нужно быть готовыми к тому, что в школьные будни прочно войдут:

  • Процедура антисептической обработки рук.
  • Ношение масок.
  • Социальное дистанцирование, предполагающее в т.ч. ограничение количества и изменение формата массовых мероприятий.

Это затронет всех без исключения школьников, но, в первую очередь, тех, кто страдает нарушением слуха, т.к. ношение лицевых масок может значительно осложнить коммуникацию

Лицевые маски и общение

Ношение лицевых масок – одно из ключевых мероприятий по профилактике COVID-19. Но для тех, кто привык читать по губам, компенсируя тем самым нарушенный слух, маска является дополнительным коммуникативным барьером, осложняющим общение. Она лишает возможности наблюдать за движением губ и мимикой собеседника, снижает ясность речи и ухудшает артикуляцию говорящего.

В зависимости от типа (медицинская, самодельная марлевая или тканевая, респираторная и т.д.), маска может подавлять звуки в среднем на 3-12 дБ

В первую очередь ухудшается звучание согласных звуков, поэтому человека в маске хорошо слышно, но сложно понять, что именно он говорит. Для облегчения общения можно предложить следующие варианты масок:

  • Прозрачные маски (изготовленные из полностью прозрачного материала либо имеющие вставку из прозрачного материала в области рта).
  • Маски с нанесенными текстовыми сообщениями (маски-тексты).

Маски-тексты и прозрачные маски

Маска, на которую будет нанесена надпись «я читаю по губам» или «я плохо слышу», загодя даст понять окружающим, что в беседе с таким человеком нужно быть особенно внимательным. В подобных надписях нет ничего предосудительного, что могло бы вызвать стеснение или стыд. Такую маску несложно сделать и самому, нанеся надпись на тканевую маску с помощью вышивки или маркера. Здесь можно в полной мере проявить свою индивидуальность, придумав какую-нибудь особенно оригинальную надпись или рисунок.

Прозрачные маски в последнее время приобрели особую популярность. Их использование позволяет слабослышащему человеку видеть движения губ и мимику собеседника. Сложность в том, что такие маски должны иметь все учителя и одноклассники ребенка, страдающего тугоухостью. А в нашей стране доступность этих масок пока ниже, нежели за рубежом.    

Технические вспомогательные средства

«Живые» субтитры»

На сервисе Google Play можно скачать приложения для смартфонов или планшетов с операционной системой Android, которые выводят на экран субтитры в режиме он-лайн. Такие приложения можно использовать, например, во время лекций или телефонных звонков. Приложения основаны на последних достижениях в области искусственного интеллекта, позволяющих трансформировать в текстовую информацию любую речь, воспроизводимую на вашем гаджете. 

Использование презентаций PowerPoint

В прошлом учебном году учебный процесс протекал, по большей части, виртуально. При виртуальном формате проведения уроков настоящим спасением стало приложение Zoom. В этом году при «живом» общении учителя с учениками определенной альтернативой может стать широкое использование презентаций PowerPoint.

Использование удаленных микрофонов

Беспроводной микрофон, закрепленный на лацкане пиджака учителя и синхронизированный со слуховым аппаратом слабослышащего ученика – эффективное решение, позволяющее улучшить разборчивость речи на расстоянии.

Коммуникативные приемы (информация для учителей)

Предварительная беседа

Побеседуйте со своим учеником перед уроком: спросите, готов ли он к восприятию устной информации, включен ли его слуховой аппарат, не нужно ли ему сесть поближе к учителю.

Договоритесь о сигнальных жестах

Определите с учеником жесты для использования в случаях, когда он не расслышал учителя.

Не говорите, стоя спиной к классу

Если вы одновременно рассказываете и пишите что-либо на доске, стоя спиной к классу, вам придется повторить сказанное, т.к. слабослышащий ученик мог  упустить важную информацию.

Необходим слуховой аппарат?
Более 300 наименований
Выбрать слуховой аппарат

Автор статьи
Сурдолог-оториноларинголог, управляющий центром слуха
Стаж работы: с 1996 г.

 

Вам может быть интересно

Водостойкие или водонепроницаемые? Как защитить слуховой аппарат от влаги

Водостойкие или водонепроницаемые? Как защитить слуховой аппарат от влаги

Конечно, было бы хорошо, если бы слуховые аппараты были водонепроницаемыми.…

Подробнее >

Что такое аудиометрия. Почему не нужно бояться аудиометрии

Что такое аудиометрия. Почему не нужно бояться аудиометрии

Аудиометрия - это измерение остроты слуха, то есть определение слуховой…

Подробнее >