Назад в школу: COVID-2019 и новый учебный год для детей, страдающих тугоухостью
Коронавирусная пандемия внесла существенные коррективы в образовательный процесс.
Ее последствия так или иначе затронули всех школьников, но особенно – тех из них, кто страдает нарушением слуха
Эта статья поможет учителям, родителям и самим школьникам преодолеть коммуникативные барьеры и найти оптимальное решение для облегчения общения.
Школа, тугоухость и COVID-19: как совместить несовместимое?
Если в прошлом учебном году образовательный процесс носил главным образом виртуальный характер, то в новом году большая часть школьников вернулась, наконец, в свои классы. Тем не менее, коронавирусная угроза до сих пор сохраняется, а это значит, что на работников школ, родителей и самих учеников ложится дополнительная ответственность по созданию условий для минимизации риска инфицирования. Несмотря на статистику, свидетельствующую о большей уязвимости к COVID-19 лиц зрелого и пожилого возраста, коронавирус встречается и у детей. Поэтому им нужно быть готовыми к тому, что в школьные будни прочно войдут:
- Процедура антисептической обработки рук.
- Ношение масок.
- Социальное дистанцирование, предполагающее в т.ч. ограничение количества и изменение формата массовых мероприятий.
Это затронет всех без исключения школьников, но, в первую очередь, тех, кто страдает нарушением слуха, т.к. ношение лицевых масок может значительно осложнить коммуникацию
Лицевые маски и общение
Ношение лицевых масок – одно из ключевых мероприятий по профилактике COVID-19. Но для тех, кто привык читать по губам, компенсируя тем самым нарушенный слух, маска является дополнительным коммуникативным барьером, осложняющим общение. Она лишает возможности наблюдать за движением губ и мимикой собеседника, снижает ясность речи и ухудшает артикуляцию говорящего.
В зависимости от типа (медицинская, самодельная марлевая или тканевая, респираторная и т.д.), маска может подавлять звуки в среднем на 3-12 дБ
В первую очередь ухудшается звучание согласных звуков, поэтому человека в маске хорошо слышно, но сложно понять, что именно он говорит. Для облегчения общения можно предложить следующие варианты масок:
- Прозрачные маски (изготовленные из полностью прозрачного материала либо имеющие вставку из прозрачного материала в области рта).
- Маски с нанесенными текстовыми сообщениями (маски-тексты).
Маски-тексты и прозрачные маски
Маска, на которую будет нанесена надпись «я читаю по губам» или «я плохо слышу», загодя даст понять окружающим, что в беседе с таким человеком нужно быть особенно внимательным. В подобных надписях нет ничего предосудительного, что могло бы вызвать стеснение или стыд. Такую маску несложно сделать и самому, нанеся надпись на тканевую маску с помощью вышивки или маркера. Здесь можно в полной мере проявить свою индивидуальность, придумав какую-нибудь особенно оригинальную надпись или рисунок.
Прозрачные маски в последнее время приобрели особую популярность. Их использование позволяет слабослышащему человеку видеть движения губ и мимику собеседника. Сложность в том, что такие маски должны иметь все учителя и одноклассники ребенка, страдающего тугоухостью. А в нашей стране доступность этих масок пока ниже, нежели за рубежом.
Технические вспомогательные средства
«Живые» субтитры»
На сервисе Google Play можно скачать приложения для смартфонов или планшетов с операционной системой Android, которые выводят на экран субтитры в режиме он-лайн. Такие приложения можно использовать, например, во время лекций или телефонных звонков. Приложения основаны на последних достижениях в области искусственного интеллекта, позволяющих трансформировать в текстовую информацию любую речь, воспроизводимую на вашем гаджете.
Использование презентаций PowerPoint
В прошлом учебном году учебный процесс протекал, по большей части, виртуально. При виртуальном формате проведения уроков настоящим спасением стало приложение Zoom. В этом году при «живом» общении учителя с учениками определенной альтернативой может стать широкое использование презентаций PowerPoint.
Использование удаленных микрофонов
Беспроводной микрофон, закрепленный на лацкане пиджака учителя и синхронизированный со слуховым аппаратом слабослышащего ученика – эффективное решение, позволяющее улучшить разборчивость речи на расстоянии.
Коммуникативные приемы (информация для учителей)
Предварительная беседа
Побеседуйте со своим учеником перед уроком: спросите, готов ли он к восприятию устной информации, включен ли его слуховой аппарат, не нужно ли ему сесть поближе к учителю.
Договоритесь о сигнальных жестах
Определите с учеником жесты для использования в случаях, когда он не расслышал учителя.
Не говорите, стоя спиной к классу
Если вы одновременно рассказываете и пишите что-либо на доске, стоя спиной к классу, вам придется повторить сказанное, т.к. слабослышащий ученик мог упустить важную информацию.
Вам может быть интересно
Как устроен слуховой аппарат
Современный слуховой аппарат – маленький электронный прибор, который…
Как происходит потеря слуха. Что происходит, когда человек теряет слух
Начнём с того, что расскажем, как слышит человек: звук, поступающий…