Центры слуха в Санкт-Петербурге на карте

youmed Владимирская
ул. Бол. Московская, д.16
лиц. №78-01-00-44-65

youmed Технологический ин-т
ул. Бронницкая, д.5
лиц. №78-01-00-77-53

Иностранный язык и слабослышащий ребенок: как организовать обучение?

Для слабослышащего ребенка обучение иностранному языку – серьезное испытание. Все эти нюансы произношения, акценты, диалекты... Здесь впору вспомнить сетования отца главного героя «Денискиных рассказов» Драгунского на сложность английского языка, в котором «…пишется «Манчестер», а произносится «Ливерпуль». Тем не менее, нет ничего невозможного: пусть слух вашего ребенка неидеален – он способен овладеть иностранным языком наравне со сверстниками. Главное, чтобы он сам этого хотел.

Поэтому, прежде чем начинать – поговорите со своим ребенком.

Узнайте, готов ли он заняться иностранным языком и что ему может понадобиться для достижения этой цели. С его стороны нужно только желание, с вашей – все остальное. И если беседа прошла конструктивно, то принимайтесь за дело!  

Какой язык выбрать

При тугоухости чаще всего возникают проблемы с восприятием высокочастотных звуков. Фонетика английского и немецкого языков больше подходит для слабослышащего человека, т.к. эти языки содержат меньше высокочастотных звуков, чем испанский и французский. В немецком языке слова произносятся целиком, так же, как и пишутся. Это облегчает чтение по губам в сравнении с языками, в которых «съедаются» окончания. Кто-то может руководствоваться иными соображениями при выборе языка для изучения, например – его близость к родному языку. Но языки славянской группы не так востребованы для международного общения, как тот же английский или немецкий. 

Подготовка

Начинать языковую «кампанию» лучше всего с обстоятельного разговора с преподавателем. Обсудите расписание занятий, учебную программу, возможные проблемные ситуации и пути их преодоления. Разузнайте, какие технические средства могут быть использованы для облегчения учебного процесса, например, беспроводной удаленный микрофон закрепленный на лацкане пиджака преподавателя и синхронизирующийся со слуховым аппаратом вашего ребенка. Или возможность вывода на экран планшета субтитров в режиме онлайн во время занятия. После того, как вы заручились поддержкой преподавателя, не лишним будет поговорить и с будущими одногруппниками.

Дайте им необходимые рекомендации по общению со слабослышащим собеседником. Сделайте это непринужденно, в позитивном ключе. 

Лайфхаки для продуктивной учебы

Ребенок с нарушенным слухом легче выполняет задания в визуальной (письмо) и аудиально-визуальной (чтение), нежели в устной форме. Поэтому перед упражнениями по развитию речи и постановке произношения желательно, чтобы преподаватель давал транскрипцию новых слов и детально объяснял различия между их написанием и звучанием.

Изучение любого языка будет неполноценным без групповой работы. Для слабослышащего это сопряжено с определенными сложностями. Было бы хорошо, если бы одногруппники вашего ребенка поднимали бы руку перед тем, как говорить, и не говорили бы одновременно.   

Отработка навыков восприятия речи на слух обязательно будет включать использование аудио- и видеоматериалов. Все видеоролики должны либо сопровождаться субтитрами, либо письменной расшифровкой произношения слов. С аудиозаписями – немного сложнее, т.к. нет возможности вывести субтитры на экран. В этом случае оптимальный вариант – если учитель в тихой окружающей обстановке прочитает упражнение с четкой артикуляцией, чтобы ребенок мог одновременно и слушать, и читать по губам. Если обучение завершается экзаменом, то есть смысл обсудить с экзаменационной комиссией возможность освободить ребенка от устных заданий, а также другие возможные послабления (отдельная аудитория, больше времени на выполнение заданий и т.д.).

Иностранный язык = светлое будущее

Владение иностранным языком – залог успешной карьеры.

Это великолепная возможность сделать резюме привлекательным для работодателя, что открывает широкие карьерные перспективы.

Оно пригодится вашему ребенку во время путешествий, а возможно – и для поступления в зарубежный ВУЗ. И никакое расстройство слуха не должно быть для этого препятствием!

 

Хочется, что бы с Вами говорили погромче и медленнее?
Пройдите тест слуха

Автор статьи
Сурдолог-оториноларинголог, управляющий центром слуха
Стаж работы: с 1996 г.

 

Вам может быть интересно