Центры слуха в Санкт-Петербурге на карте

youmed Владимирская
ул. Бол. Московская, д.16
лиц. №78-01-00-44-65

youmed Технологический ин-т
ул. Бронницкая, д.5
лиц. №78-01-00-77-53

Почему дети не хотят носить слуховой аппарат

Дети с расстройством слуха должны носить слуховой аппарат в течение всего дня. Это нужно, чтобы преуспеть в освоении навыков разговорной речи.

Ключевым условием для этого является желание самого ребёнка использовать слуховой аппарат. Но иногда он вызывает у детей отторжение. В таких случаях очень важно понимать, почему так происходит: ведь только так мы можем внести необходимые коррективы в текущее положение дел и приобщить ребёнка к ношению слухового аппарата.

Возможные причины неприятия ребенком слухового аппарата

Среди наиболее часто встречающихся причин нежелания детей носить слуховой аппарат можно выделить:

  • Высокая громкость, что вызывает ощутимый дискомфорт, а если учесть, что у детей пониженный болевой порог, то значимость этого фактора ещё более возрастает.
  • Низкая громкость, из-за чего ребёнок не может нормально слышать и убеждается в бесполезности прибора.
  • Искажение звуков, что может даже пугать некоторых детей.
  • Разная слышимость у двух ушей – такой эффект может возникнуть при моноуральном слухопротезировании или при некорректных настройках.
  • Выход из строя одного из двух слуховых аппаратов при бинауральном протезировании.
  • Особенности характера и воспитания.

Значение правильной настройки слухового аппарата

Установление причин отторжения ребёнком слухового аппарата начинают с корректировки настроек. Так, слишком громкий звук не только осложняет восприятие речи, но и вызывает серьёзный дискомфорт. Стоит ли в этом случае удивляться, если малыш будет саботировать ношение слухового аппарата? То же самое касается тех случаев, когда вследствие неправильной настройки имеет место искажение звукового сигнала. Если же слуховой аппарат звучит слишком тихо, и ребёнок не слышит своего собеседника, то он очень скоро утрачивает желание носить в ухе бесполезный прибор.  

Итак, как же определить, что проблема заключается именно в самом слуховом аппарате? Только опытным путём с помощью инструментальных тестов. Начинают, как правило, в таких случаях с измерения в реальном ухе. Целью этого теста является оценка звуков, которые достигают барабанной перепонки ребёнка, но не его головного мозга. Таким образом, этот тест не даёт чёткого представления о том, как слышит ребёнок, в отличие от тональной пороговой и надпороговой аудиометрии.

Исследование заключается в определении порогов слуха на заданном пороге частот. Нормальным слуховым порогом считается 20-25 дБ. Если ребёнок слышит при 5-10 дБ, даже на одной или двух частотах, звучание слухового аппарата будет казаться ему слишком громким, и он будет стремиться избавиться от него. При слуховом пороге 30-40 дБ ребёнок сохраняет способность слышать нормальную беседу, но для того, чтобы разобрать речь собеседника на расстоянии, ему придётся напрягать свой слух. Тихий голос или шепот будут находиться уже за пределами слышимости.

Что делать если правое и левое ухо ребенка по-разному слышит

Ещё одна возможная проблема – разный уровень слышимости в правом и левом ухе. Это может иметь место как при унилатеральном (одностороннем) слухопротезировании, так и при билатеральном слухопротезировании в том случае, если один из слуховых аппаратов вышел из строя или настроен не в соответствии с настройками второго слухового аппарата. Все это вызывает у ребёнка слуховой стресс и желание избавиться от слухового аппарата.

Как решить такой вопрос? Просто обратиться к специалисту – он поможет и найти причину проблемы и предложит разные варианты ее искоренения.

Как может повлиять воспитание и привычки на нежелание носить слуховой аппарат

Каждый ребенок со слуховым аппаратом он или без него – это личность, у которой есть свой характер и определенная картина мира. Нежелание карапуза что-то делать иногда вызвано привычками и тем, как он воспитан.

Реальные случаи из практики детского сурдолога:

  • Дети соглашались носить слуховой аппарат, только если их матери давали им пирожное или конфету.
  • Во время визита сурдолога ребёнок бегал по комнате без слухового аппарата. По словам матери, он отказывается носить слуховой аппарат во время подвижных игр.

Во всех этих случаях слуховой аппарат был настроен и работал правильно. Кто в данной ситуации виноват в том, что ребёнок не получает сурдологическую помощь в необходимом объеме?

Если доподлинно известно, что слуховой аппарат работает правильно, но тем не менее ребёнок отказывается от его ношения, необходимо искать корень проблемы во внутрисемейных отношениях. Родителям нужно объяснить, что для ношения слухового аппарата есть строгие показания, и чем чреват отказ от сурдологической помощи в период формирования слуховых навыков и навыков устной речи.

Родители должны в полной мере осознавать степень своей ответственности и не потакать капризам своего малыша

Необходимо чётко обозначить запретительные рамки. Нельзя перебегать через дорогу в неустановленном месте. Нельзя баловаться с электричеством. И точно также нельзя снимать слуховой аппарат без веской на то причины. После того, как у ребёнка выработаются соответствующие поведенческие алгоритмы, их очень сложно изменить, даже если проявлять твёрдость. В таких случаях лучше всего срабатывает мотивационно-ограничительный подход. Хочешь поиграть? Надень слуховой аппарат. Хочешь построить башню из кубиков? Надень слуховой аппарат. Хочешь посмотреть мультфильм? Надень слуховой аппарат. После того, как ребёнок поймёт, что отказ от ношения слухового аппарата чреват существенными ограничениями, он изменит своё поведение.

В целом каждый случай индивидуален и должен рассматриваться отдельно. Главное, понимать, что в детском возрасте ношение слухового аппарата важно для здоровья и формирования ребенка.

Хотите получить консультацию специалиста? Тогда обратитесь в Ю-МЕД!

Необходим слуховой аппарат?
Более 300 наименований
Выбрать слуховой аппарат
Автор статьи
Сурдолог-оториноларинголог, управляющий центром слуха
Стаж работы: с 1996 г.

 

Вам может быть интересно