Центры слуха в Санкт-Петербурге на карте

youmed Владимирская
ул. Бол. Московская, д.16
лиц. №78-01-00-44-65

youmed Технологический ин-т
ул. Бронницкая, д.5
лиц. №78-01-00-77-53

Стоп-слово, которое никогда нельзя говорить слабослышащему человеку

Если вас переспрашивают, никогда не отвечайте «неважно»!

Это знакомо каждому слабослышащему человеку. Ситуация донельзя обыденная. Друг или коллега по работе рассказывает какую-либо забавную историю или красочно описывает состоявшееся недавно событие, и в какой-то момент наш герой останавливает говорящего собеседника: «Подожди. Что ты сказал? Я не расслышал». Он услышал начало истории, но в процессе повествования ввиду слабого слуха потерял событийную нить, и теперь хочет восполнить смысловой пробел. Вполне адекватная реакция, тем более, если история интересная. Но что делает собеседник? Он ненадолго замолкает, раздумывая, стоит ли ему повторяться, а затем небрежно бросает: «Да неважно...».

Как правило, эта реплика сопровождается взмахом рукой, будто бы рассказчик отмахивается от назойливой мухи, или покачиванием головы. А порой и оба этих жеста идут в ход. Как в этот момент чувствует себя слабослышащий человек? Какие эмоции переживает? Очевидно, что вряд ли положительные. 

В данном контексте «неважно» может быть воспринято слушателем как пренебрежение, а в зависимости от его обидчивости - и как оскорбление. Тем самым говорящий подчеркивает, что ему не важна реакция слушателя, его мнение, его одобрение или критика. Что он не достоин, чтобы ему повторяли. Что его интерес не стоит тех лишних пары минут, которые будут затрачены на повтор упущенных моментов из истории. «Не имеет значения», «несущественно», «не стоит беспокоиться», «не обращай внимания», «проехали» - это реплики того же ряда.

Как к ним относиться - личное дело каждого, но есть мнение, что слабослышащий человек имеет полное моральное право отплатить той же монетой и ответить теми же словами. Тебе неважно? Тогда и ты для меня не важен.

Возможно, кому-то покажется, что все вышесказанное наполнено излишним драматизмом. Вероятно, кто-то даже скажет: «Не раздувайте из мухи слона». Действительно, обстоятельства бывают разные и каждую ситуацию необходимо рассматривать отдельно. Иногда дело не в слушателе, а в истории, которая и на самом деле настолько пустяковая и малозначительная, что не заслуживает повторения. Или другая ситуация: собеседники (во всяком случае - один из них) находятся в цейтноте, и для повторения каких-то отдельных деталей рассказа попросту нет времени. Все это, конечно, нужно учитывать. Но такие ситуации - скорее частности, исключение, нежели правило. 

В чем же опасность такого невнимательного отношения говорящего к своему слабослышащему собеседнику? Если такое случается достаточно часто, то может привести к замкнутости, отчуждению, социальной самоизоляции. Слабослышащий человек может воспринять все это на свой счет. Он может усомниться в своей способности нормально общаться с окружающими и начнет избегать этого общения: «Зачем мне беспокоить кого-либо своими постоянными просьбами повторить сказанное? Чтобы не раздражать окружающих, мне проще вообще ни с кем не общаться». 

Как же не допустить подобного развития событий? Как правильно вести себя говорящему? Какова должна быть реакция слушателя? Для каждого из них есть два полезных совета.

Для говорящего:

  • если вы видите или чувствуете, что ваш собеседник плохо слышит - не ленитесь повторить сказанное. Это не займет у вас много времени;
  • если ситуация складывается таким образом, что у вас действительно мало времени, то можно корректно сообщить об этом собеседнику. Например, так: «Извини, я бы очень хотел рассказать тебе до конца эту историю, но сейчас у меня очень мало времени - я спешу на совещание. Напомни мне после совещания: я обязательно закончу свой рассказ». Этим вы проявите намного больше такта и уважения к своему собеседнику, чем безучастно-снисходительным «неважно».

Для слушателя:

  • лучшей реакцией на «неважно» будет следующая реплика: «Твоя история крайне увлекательна, но, к сожалению, я не услышал последние слова. Будь любезен, повтори, пожалуйста. Мне будет искренне жаль, если я что-то упущу». Поверьте, на такую просьбу очень сложно ответить отказом. Кроме того, подобная настойчивость даст понять говорящему, что его «неважно» вас очевидно не устраивает; 
  • чтобы застраховать себя от «неважно», дайте понять своему собеседнику еще в самом начале разговора, что ваш слух далек от идеала. Попросите его говорить медленнее и четче. Не нужно этого стесняться и думать, что тем самым вы его каким-то образом обременяете. Он будет только благодарен вам за обратную связь. Ведь вы таким образом подчеркиваете, что для вас очень важно слышать, что он говорит. Это должно быть приятно каждому. Ведь общаясь, мы рассчитываем на то, что нас будут внимательно слушать. 

Нужно проверить слух или получить консультацию врача-сурдолога?
Выберите своего специалиста
Бесплатно

Экспресс проверка слуха

Автор статьи
Сурдоакустик
Стаж работы: c 2018

 

Вам может быть интересно

Какие мифы о слухе человека – самые распространенные?

Какие мифы о слухе человека – самые распространенные?

Заблуждения, связанные с проблемами со слухом - очень опасны. Ведь…

Подробнее >